Навигация
Поиск
Закрыть
Обложка
26.03.2025 Новости ДС БАРС

4 февраля и 20 марта прошли первые заседания группы по созданию российского аналога стандарта SAE ARP-4754B

Подробности рассказал организатор группы Михаил Борисов, руководитель направления гарантии разработки и сертификации ДС БАРС.

Что из себя представляет стандарт?
Это документ на 100 страниц основного текста и 70 страниц примеров выполнения мероприятий по разработке. В стандарте расписано, что должен сделать разработчик систем и комплектующих изделий, чтобы у его изделия был достаточный уровень безопасности. Документ разработан большой группой ведущих специалистов мира, в том числе из России. Он совершенствуется и дополняется уже почти 30 лет, последняя третья редакция вышла в декабре 2023 года.

Почему переводим стандарт, а не создаем свой?
У нас нет такого опыта. Авиационная отрасль России очень долгое время спала. Сначала разруха 90-ых. В нулевые началось восстановление авиации, в первую очередь военной, а требования безопасности там сильно ниже, чем в гражданской авиации. Самолеты гражданской авиации в России тоже разрабатывали, но при большом участии западных компаний. Наработать опыт в России пока не было возможности. Конечно, у нас есть большой задел из СССР, существуют ГОСТы по разработке авиационной техники и по отказобезопасности, но они не учитывают многие современные методы, например, минимизацию ошибок разработки. Методология в стандарте четко продумана и опробована годами, что самое главное — ей пользуются ведущие зарубежные компании и авиационные власти.

Почему мы решили организовать перевод?
В России официально применяется стандарт редакции А, а год назад SAE (Международная ассоциация инженеров самодвижущихся машин) выпустила редакцию B с уточнениями, дополнениями и примерами. Нам необходимо быть с западом на одной волне, чтобы после снятия санкций наши самолеты смогли летать за рубежом. За год никто так и не взялся за перевод, поэтому я выдвинул инициативу организовать рабочую группу по переводу силами нашей компании. У нас есть большой опыт применения этого стандарта, полученный в работах с западными компаниями, и, конечно же, мы планируем применить этот опыт при переводе документа.

Кто участвует в рабочей группе?
Наша компания ДС БАРС выступила организатором. Мы договорились с авиационным регистром РФ о создании официальной рабочей группы по созданию российского аналога SAE ARP4754В. Председателем рабочей группы стал начальник отдела программного обеспечения ФАУ "Авиарегистр Российской Федерации" Дмитрий Иванович Катков. Меня назначили заместителем председателя рабочей группы, секретарем стала наша сотрудница Елена Золотова. Для участия были приглашены ведущие компании российской авиационной отрасли. Откликнулись 75 экспертов из 30 организаций.

Чему были посвящены два первых заседания?
Было поднято несколько тем. Сначала мы обсудили цель работы группы — создание технически эквивалентного перевода SAE ARP4754B, без каких-либо дополнений или изъятий из оригинала. Для работы группы мы подготовили базовый перевод, который и будет использоваться для дальнейшей доработки. Обсуждение перевода мы начали с установления терминологии, применяемой в документе. Важно перевести все термины правильно, чтобы впоследствии говорить с западом на "одном языке".

Блог